Придорожный сервис

В рамках реализации подкомпонента 2:2 "Придорожный сервис" составлен отчет по "Проекту по оказанию консультационных услуг по проведению исследования рынка и развитию рыночно-ориентированного придорожного сервиса в Республике Беларусь"

Ознакомиться с презентациями по итоговому отчету можно по следующим ссылкам: 

Исследование рынка и развитие рыночно-ориентированного придорожного сервиса в Республике Беларусь 

Market research and development of market-oriented roadside servise in the Republic of Belarus


Существующее состояние придорожного сервиса

Под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе республиканских автомобильных дорог и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки).

В настоящее время на республиканских автомобильных дорогах функционирует 414 автозаправочных станций, 159 газозаправочных пунктов, 72 гостиницы, 45 моек, 101 охраняемая стоянка, 436 предприятий торговли, 586 пунктов питания и 74 пункта технического обслуживания.

С целью равномерного размещения объектов придорожного сервиса разработана и утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 24 марта 2016 г. № 13 Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года, согласованная со всеми заинтересованными. В схеме указаны места на автодорогах, в которых уже ведется строительство, а также предлагаемые для размещения объекты, с перечислением их минимального состава.

Преимущества строительства объектов сервиса в Беларуси:

  • уже сформированная и стабильная нормативно-правовая база, которая регулируется крайне взвешено;
  • вмешательство государства в работу предприятий придорожного сервиса минимизировано;
  • ухудшение условий экономической деятельности предприятий придорожного сервиса не допускается;
  • установлены значительные налоговые и иные льготы для строительства объектов придорожного сервиса.

Ограничения в инвестировании  придорожного сервиса в Беларуси:

  • для соблюдения интересов государства и решения социальных задач существуют некоторые ограничения по размещению объектов;
  • относительно невысокая интенсивность движения автотранспорта на республиканских дорогах на удалении от населенных пунктов;
  • с 2011 года строительство любых объектов на землях для сельскохозяйственного назначения допускается в исключительных случаях по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
  • при строительстве автозаправочных станций необходимо получение согласования концерна «Белнефтехим», проводящего единую политику в сфере сбытовой деятельности в нефтепромышленном комплексе.

Нормативная правовая база

К основным нормативным документам, регулирующим вопросы организации придорожного сервиса, можно отнести:

  1. Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
  2. «Положение о порядке размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  10 сентября 2008 г. № 1326 «О некоторых вопросах размещения объектов придорожного сервиса».
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса».
  4. Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 28 февраля 2013 г. № 5 «О внесении изменения в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 106».

Созданная нормативно-правовая база, регулирующая вопросы придорожного сервиса в полной мере соответствует современным требованиям рынка услуг и способствует количественному и качественному развитию придорожного сервиса в республике.

ЛЬГОТЫ, предусмотренные при строительстве и реконструкции объектов придорожного сервиса.

В Указах Президента Республики Беларусь и Особенной части Налогового кодекса закреплены следующие льготы:

Освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, - в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, - в течение двух лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию. (Налоговый Кодекс Особенная часть. 29 декабря 2009 г. N 71-З Статья 194. Пункт 1.33)

Строительство и реконструкция объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним осуществляются без возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства. (Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»)

Коммерческим банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предлагается предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по следующим ставкам:

по кредитам в белорусских рублях - в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка;

по кредитам в иностранной валюте - в размере 8 процентов годовых.

(Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса». Пункт 3)

Арендная плата не взимается за земельные участки, предоставленные для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, в течение двух лет после ввода таких объектов в эксплуатацию. (Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Пункт 1.7.9)

Освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы плательщиков – индивидуальных предпринимателей, полученные от реализации товаров (работ, услуг) в объектах придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов. (Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) 29 декабря 2009 г. N 71-З Статья 163. Подпункт 1.47.)

Для инвесторов созданы благоприятные условия в части возможности использования существующих площадок для отдыха в качестве подъездов и парковки около планируемых объектов сервиса. При этом размещение объекта производится на землях, прилегающих к площадке и выделяемых местными исполнительными комитетами на правах долгосрочной аренды.

Владельцами республиканских автомобильных дорог обеспечивается строительство за счет средств республиканского бюджета переходно-скоростных полос и площадок для отдыха со стоянками для автотранспортных средств в местах, предусмотренных для размещения объектов придорожного сервиса третьего уровня генеральными схемами развития придорожного сервиса:

при возведении, реконструкции и капитальном ремонте республиканских автомобильных дорог;

в случае принятия облисполкомами в установленном порядке решения об отводе конкретному инвестору земельного участка для строительства объекта придорожного сервиса третьего уровня в таких местах (копия этого решения направляется владельцу республиканской автомобильной дороги).(п. 5-1 введен постановлением Совмина от 16.03.2011 N 321).


Заключение

Основными приоритетами развития придорожного сервиса в Беларуси являются:

  1. Стабильность и постоянство существующей нормативно-правовой базы, которая позволит создать условия для эффективной работы местных исполнительных и распорядительных органов и организаций Государственного комитета по имуществу при выделении земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса.

Только прозрачность и неизменность правил осуществления хозяйственной деятельности предприятий и предсказуемость ситуации на рынке оказания услуг придорожного сервиса, позволяет привлечь дополнительное количество инвесторов в эту сферу.

  1. Повышение качества работы с потенциальными инвесторами специалистов всех государственных организаций, задействованных в процедуре выделения земельных участков.
  2. Привлечение в сферу придорожного сервиса иностранных компаний с их опытом и высочайшими стандартами обслуживания в целях создания конкуренции, и как результат, повышению качества оказываемых услуг.
  3. Информирование автоперевозчиков и других пользователей автодорог о существующей сервисной инфраструктуре, а также предоставление консультаций и рекомендации по планированию размещения новых объектов придорожного сервиса.