Особенности управления автомобилем в сложных условиях

Особенности управления автомобилем в сложных дорожных и метеорологических условиях

Существенное влияние на безопасность движения оказывают погодно-климатические условия, особенно в зимний период, когда снегопад и обледенение поверхности дороги значительно усложняют эксплуатацию транспортных средств.

Пониженная температура воздуха ухудшает работу двигателя, агрегатов и узлов автомобиля. Много неприятностей доставляют водителю низкий коэффициент сцепления шин с дорогой, ограничение видимости, обзорности.

В указанный период ухудшаются и психофизиологические характеристики водителя. Он теплее одет и, следовательно, менее подвижен, быстрее утомляется, более сонлив и сильнее подвержен ослеплению. Он более безразличен к окружающему, его стиль вождения становится более консервативным и инерционным.

Готовясь к зимней эксплуатации, водитель должен знать приемы управления автомобилем на заснеженной или покрытой льдом поверхности и способы преодоления трудных участков.


Движение в гололедицу

На скользкой дороге, как известно, в несколько раз увеличивается тормозной путь. Возрастает опасность блокировки и скольжения колес.

Прежде всего, в гололед перед выездом необходимо проверить давление воздуха в шинах и износ рисунка протектора. Давление воздуха во всех колесах должно соответствовать норме, а рисунок протектора должен быть отчетливо виден.

Выехав из гаража, на свободном участке дороги необходимо затормозить автомобиль и проверить, все ли колеса одновременно начинают тормозить.

При этом необходимо оценить длину тормозного пути на обледеневшем дорожном покрытии, устойчивость автомобиля при торможении и стремлении его к заносу. Делать это, конечно, надо при небольшой скорости движения.

Зимой очень важно издали различать состояние отдельных участков покрытия, причем цвет дорожной поверхности говорит о многом. В период потепления можно считать, что светлые участки дороги, покрытые наледью, являются менее скользкими. В условиях подмораживания лучшими сцепными качествами обладают, как правило, темные участки.

Особенно скользкими становятся хорошо накатанные в мороз площадки, на которых происходит частое торможение, обычно предшествующее перекресткам с интенсивным движением.

При гололедице необходимо пользоваться следующими приемами безопасного вождения. Прежде всего, следует ехать очень медленно, осмотрительно и исключительно плавно. Поверхность дороги бывает настолько скользкой, что остановить автомобиль на крутом спуске иногда вообще невозможно.

Поэтому, съезжая с крутого склона или подъезжая к повороту нужно заранее переключиться на низшую передачу, чтобы не прибегать, по возможности, к торможению.

Обледенелые подъемы необходимо стараться преодолевать на несколько повышенной скорости, чтобы на самом подъеме не пришлось переключать передачи.

На перекрестках следует опасаться столкновения с транспортными средствами, следующими в поперечном направлении. Необходимо быть предусмотрительным: ведь не все водители правильно учитывают опасность гололеда. Лучше повременить с выездом на перекресток, чем поставить себя под удар машины, которой управляет неосторожный водитель.

На пешеходных переходах и в других местах возможного появления пешеходов на проезжей части, необходимо проявлять повышенную осторожность. Следует помнить, что пешеход также идет по обледенелой дороге и не имеет возможности быстро остановиться.

При движении по обледенелой дороге не рекомендуется повышать скорость, надеясь на противоскользящие материалы, которыми посыпают дороги. Иногда случается так, что при торможении песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля. Опасен при гололеде и свежевыпавший снег, который маскирует обледенелое покрытие.

В условиях скользкого покрытия даже трогание с места требует определенной сноровки. Прежде всего нельзя включать первую передачу, создающую слишком большое тяговое усилие на ведущих колесах. Движение лучше начинать на второй передаче, не допуская пробуксовывания колес, вследствие которого выделяется большое количество тепла. Это ведет к подтаиванию льда и образованию углублений под колесами, ухудшающих начальные условия движения.

Если одно из колес все же забуксовало, то к педали акселератора необходимо прикладывать последовательные переменные усилия, снижая обороты двигателя почти до холостых, устраняя тем самым разницу в оборотах ведущих колес и выравнивая усилия в дифференциале.

Затем обороты двигателя следует увеличить для продолжения разгона.


Безопасные приемы торможения на скользком покрытии

Наиболее трудным в условиях скользкого покрытия является торможение.

Чтобы избежать блокировки колес рекомендуется тормозить преимущественно двигателем.

Это необходимо делать в связи с тем, что при одной и той же силе, с которой прижимаются колодки, трение в левых и правых колесах на оси различно. Неодинаковые тормозные силы создают момент, стремящийся повернуть автомобиль в горизонтальной плоскости. Этот отрицательный момент тем больше, чем больше разность тормозных сил.

При торможении же вместе с двигателем тормозные силы колодок несут лишь часть общей нагрузки и имеют гораздо меньшую величину. Следовательно, момент сил вращения в горизонтальной плоскости уменьшается. Таким образом, торможение вместе с двигателем дает существенное улучшение поперечной устойчивости автомобиля.

Наиболее эффективно на скользкой дороге ступенчатое торможение. Резкое торможение на скользкой дороге недопустимо, поскольку оно не только не дает уменьшения тормозного пути, но и способствует заносу, увеличивает вероятность сноса автомобиля с дороги и опрокидывания.

При ступенчатом торможении нарастание усилия на педаль тормоза чередуется с уменьшением усилия (частичном отпускании педали). Уменьшение усилия производится без потери контакта ноги с педалью при выбранном свободном ходе. Время нахождения педали в рабочем положении увеличивается по мере уменьшения скорости движения. Повторением этого приема можно быстро замедлить движение автомобиля, не переходя предела сцепления колес с дорогой и избежав «юза».

На многих современных автомобилях данный способ торможения осуществляется автоматически с помощью системы ABS.

Достаточно эффективно и прерывистое торможение, при котором нарастающее усилие на педаль тормоза чередуется с возвращением ее в начальное положение (полное отпускание педали).

Умелое применение этих способов торможения позволяет сокращать тормозной путь почти на 20 процентов.

На повороте скользкой дороги особенно опасно торможение с одновременным поворотом рулевого колеса. При таком торможении передние вращающиеся колеса не изменяют направления движения.

Кроме того, опасность увеличивается тем, что после прекращения торможения автомобиль резко направляется в сторону повернутых колес.

Надо твердо помнить, что на скользкой дороге надо делать что-то одно: либо тормозить, либо маневрировать.

В подавляющем большинстве случаев занос автомобиля возникает вследствие неправильного выбора скорости движения и неумелого торможения.

Если занос возник при торможении, то, прежде всего, надо отпустить педаль тормоза. При невысокой скорости движения он прекратится. Если же боковое скольжение продолжается, необходимо, как можно быстрее, повернуть руль в сторону заноса.

Далее, не дожидаясь полного прекращения движения задней оси автомобиля, а только почувствовав эффект от поворота руля, надо начинать обратное его вращение, опережая новый занос. Иначе автомобиль занесет в другую сторону.

Отличительной особенностью ликвидации заноса на переднеприводном автомобиле является увеличение подачи топлива.

Скользкие дороги требуют исключительного внимания к обстановке движения и точного расчета. Надо знать, что наилучшей боковой устойчивостью обладает свободно катящееся без тягового или тормозного усилия колесо. Из этого следует практический вывод: опасность заноса наименьшая при движении накатом или высшей передаче, при плавном торможении двигателем или очень легком притормаживании колес.


Движение в условиях снегопада

Сложные условия движения в снегопад вызваны в основном ухудшением видимости. За автомобилем падающий снег образует пленку и завихрения, появляется плотный снежный шлейф, который способен скрыть даже загорающиеся огни стоп-сигналов. Поэтому дистанция безопасности по отношению к впереди идущему автомобилю, а точнее к его шлейфу, должна быть увеличена, как минимум вдвое.

Ухудшается также качество восприятия водителями технических средств организации дорожного движения. Так, после снегопада ухудшается и различаемость проезжей части и элементов дороги. После мокрых снегопадов дорожные знаки покрываются прилипшим снегом и теряют свои функциональные качества. Кроме того, практически визуально не наблюдается дорожная разметка.

Надо отметить, что плотно укатанный снег в морозную погоду обладает лучшими свойствами по сравнению с гололедицей и представляет меньшую опасность. В снегопад даже при движении по регулярно расчищаемым участкам можно встретить на проезжей части отдельные заносы. Такие участки рекомендуется проезжать сходу на пониженной передаче с равномерной скоростью.

Надо помнить, что после движения по глубокой колее или при снежных заносах над колесами автомобиля накапливается большое количество снега. Если его вовремя не убрать, то после длительного движения он может превратиться в ледяной налет, который ограничит угол поворота передних колес и окажется серьезной помехой для управления транспортным средством.

При движении в снегопад необходимо учитывать ухудшение обзорности из-за неполной очистки ветрового стекла и отсутствия возможности очистки боковых стекол.

Следует также принимать во внимание особенности поведения пешеходов, которые в непогоду обычно спешат и бывают недостаточно внимательны. Устранить повышенную опасность в дождь и снегопад можно снижением скорости и проявлением большей осмотрительности, внимательности и осторожности.