Функции и задачи

Автомобильный, городской электрический транспорт и метрополитен

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности и является одной из важнейших экономических подсистем народного хозяйства страны.

Автомобильный транспорт в совокупности с городским электрическим транспортом и метрополитеном оказывают значительное влияние на развитие социальной сферы республики, выполняя около 96 процентов от общего объема перевозок пассажиров.

Автомобильным транспортом перевозится свыше 58 процентов от общего объема перевозок пассажиров. Более 90 процентов объема перевозок пассажиров в регулярном сообщении обеспечивается организациями автомобильного транспорта общего пользования коммунальной формы собственности. Всего в республике эксплуатируется более 46 тыс. автобусов, в том числе организациями автомобильного транспорта общего пользования свыше 7,4 тыс.

В рамках Государственной программы развития автомобильного транспорта Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы организациями автомобильного транспорта общего пользования приобретено 1640 автобусов.

Кроме того, автомобильным транспортом перевозится около 40 процентов от общего объема перевозок грузов. При этом эксплуатируется более 418 тыс. грузовых автомобильных транспортных средств.

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, городские и пригородные перевозки пассажиров, междугородные перевозки пассажиров, международные перевозки пассажиров, перевозки пассажиров автомобилями–такси, международные перевозки пассажиров. Внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов не лицензируются.

Автомобильным перевозчикам выдано более 28 тыс. специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта.

При этом, городские и пригородные перевозки пассажиров имеют право оказывать 7,9 тыс. лицензиатов; междугородные перевозки пассажиров  – 7,5 тыс.; международные перевозки пассажиров – 2,5 тыс.; международные перевозки грузов – 13 тыс.; перевозки автомобилями–такси – 11 тыс.

Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом выполняют 8 организаций коммунальной формы собственности, перевозки пассажиров метрополитеном в г.Минск – государственное предприятие «Минский метрополитен».

Перевозки пассажиров трамваями выполняются в Минске, Витебске, Мозыре и Новополоцке по 20 маршрутам. Для их обслуживания задействовано 322 трамвайных вагона. Протяженность пассажирских трамвайных линий (в двухпутном исчислении) составляет 102,2 км.

Перевозки пассажиров троллейбусами выполняются в Минске, Бресте, Витебске, Гродно, Гомеле, Могилеве и Бобруйске по 136 маршрутам. Для их обслуживания задействовано 1699 троллейбусов. Протяженность пассажирских троллейбусных линий (в двухпутном исчислении) составляет 514 км.

На двух линиях Минского метрополитена общей протяженностью 74,6 км (в однопутном исчислении) перевозки пассажиров выполняются между 29 станциями 361 вагоном.

В настоящее время в области автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена реализуется Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 г. № 345.

Целью Государственной программы является удовлетворение потребностей населения и экономики республики в транспортных услугах.

Государственная программа включает ряд подпрограмм, в том числе, подпрограмму «Развитие автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Республики Беларусь».

Подпрограмма направлена на обеспечение развития автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена в соответствии с потребностями экономики республики и ее населения, создание условий для роста экспорта услуг автомобильного транспорта, совершенствование нормативных правовых актов в области транспортной деятельности.

К задачам подпрограммы относятся:

обеспечение доступности, повышение качества и безопасности услуг автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена, повышение эффективности работы транспортных организаций;
развитие транспортной инфраструктуры (за исключением автомобильных дорог).

Мероприятиями подпрограммы являются:

  • совершенствование законодательства в сфере автомобильных перевозок;
  • строительство или выделение обособленных полос на улично-дорожных сетях в городах для движения автобусов (троллейбусов), выполняющих перевозки пассажиров транспортом общего пользования в регулярном сообщении, с учетом транспортной планировки городов;
  • совершенствование технических средств автоматизированного управления движением транспортных средств городского электрического транспорта и автобусов на маршрутах городских и пригородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
  • создание условий для развития государственно-частного партнерства;
  • совершенствование маршрутной сети городских и пригородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
  • развитие перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном с учетом строительства Белорусской АЭС;
  • обновление парка подвижного состава автомобильного (с учетом приоритетов закупок транспортных средств отечественных производителей, их соответствия экологическим классам 4 и выше и использования газомоторного топлива), городского электрического транспорта и метрополитена;
  • совершенствование договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в области международных автомобильных перевозок, в том числе в рамках Евразийского экономического союза;
  • открытие новых маршрутов международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
  • ежегодное проведение заседаний Смешанных комиссий по международным автомобильным перевозкам с представителями других государ­ств по вопросам функционирования разрешительной системы;
    организация работы в сфере безопасности транспортной деятельности;
  • развитие и реконструкция производственно-технической базы технического обслуживания, ремонта и хранения автобусов, троллейбусов и трамваев.

Управление автомобильного и городского пассажирского транспорта осуществляет комплексные мероприятия по совершенствованию системы управления автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном, повышением эффективности их работы, созданием предпосылок для дальнейшего экономического роста организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, повышению роли автотранспортного комплекса Республики Беларусь на международной арене.

Управление автомобильного и городского пассажирского транспорта  в соответствии с возложенными на него задачами:

  • содействует в установленном порядке демонополизации, формированию конкурентной среды, поддержке и развитию предпринимательства в сфере автомобильного транспорта;
  • организует разработку и реализацию научно обоснованных концепций и программ развития автомобильного и городского пассажирского транспорта;
  • организует работу по реализации инвестиционной и инновационной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;
  • обеспечивает деятельность Министерства по организации международных автомобильных перевозок, контроля за их осуществлением на основе разрешений, выдаваемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении, а также выдаваемых Международным транспортным форумом (разрешения ЕКМТ);
  • обеспечивает взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств по вопросам, связанным с выдачей разрешений;
  • содействует развитию обязательного и добровольного страхования в организациях автомобильного и городского пассажирского транспорта;
  • подготавливает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию организации перевозок пассажиров и грузов;
  • обеспечивает в соответствии с законодательством разработку нормативных правовых актов в сфере перевозок автомобильным и городским пассажирским транспортом, организует в пределах своей компетенции контроль за их исполнением;
  • анализирует рынок услуг и определяет перспективные направления развития автомобильного транспорта;
  • проводит анализ выполнения установленных нормативов системы государственных социальных стандартов по транспортному обслуживанию населения и подготавливает предложения по их совершенствованию;
    осуществляет в пределах компетенции управление организациями автомобильного транспорта, входящими в систему Минтранса (далее организации автомобильного транспорта), вносит предложения об их создании, реорганизации или ликвидации, а также по совершенствованию структуры управления данными организациями;
  • осуществляет мониторинг хода реализации программ развития автомобильного и городского пассажирского транспорта;
  • организует выполнение показателей социально-экономического развития организациями автомобильного транспорта;
  • участвует в организации работ по разработке и согласованию бизнес-планов развития и планов модернизации организаций автомобильного транспорта;
  • участвует в установленном порядке в приватизации объектов в области автомобильного транспорта;
  • содействует развитию государственно-частного партнерства;
  • участвует в разработке и реализации мер, направленных на соблюдение автомобильными перевозчиками режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
  • обеспечивает организацию междугородных межобластных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении и контроль за их выполнением;
  • готовит предложения, в том числе совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, по организации и совершенствованию маршрутной сети, работе пассажирских терминалов, повышению качества обслуживания пассажиров;
  • участвует в установленном порядке совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в деятельности международных транспортных организаций;
  • взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении вопросов развития автомобильного и городского пассажирского транспорта и выполнения перевозок на соответствующей территории.
  • участвует в разработке технических нормативных правовых актов, норм в области транспортной деятельности;
  • разрабатывает формы путевых листов при выполнении автомобильных перевозок, порядок их оформления;
  • готовит предложения по совершенствованию форм статистической отчетности в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;
  • участвует в разработке экономических нормативов эффективного хозяйствования;
  • разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления;
  • осуществляет в установленном порядке выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление соответствующих видов деятельности, контролирует соблюдение условий этих разрешений (лицензий);
    рассматривает в установленном законодательством порядке обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
  • согласовывает в соответствии с законодательством положения о структурных подразделениях облисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области транспорта и коммуникаций;
    взаимодействует с отраслевыми профессиональными союзами;
  • осуществляет руководство организациями автомобильного транспорта, обеспечивающее совместно с руководителями этих организаций их эффективную деятельность;
  • осуществляет в пределах компетенции Управления иные функции, предусмотренные актами законодательства.

Галерея

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
https://mintrans.gov.by/ru/avtomobilnyj-transport/funktsii-i-zadachi#sigProId6a6d276e52